«Пряник», а не «кнут»

Минобрнауки России направило в подведомственные вузы методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Документ, разработанный при участии экспертов Общероссийского Профсоюза образования, посвящен особенностям внедрения в высшей школе системы эффективного контракта.

Эффективный контракт изначально был нацелен на создание механизма гарантированного материального поощрения профессорско-преподавательского состава вузов за высокие достижения по разным направлениям деятельности. Ключевой посыл, которым сопровождался эффективный контракт, дать возможность преподавателю, достигая хороших результатов, зарабатывать в вузе, а не на стороне. При этом и руководители вузов, и научно-педагогические работники должны быть одинаково заинтересованы в повышении качества и результативности своей работы.

Однако реализация системы «эффективного контракта» на практике привела к ряду негативных последствий. В первую очередь, эффективный контракт как инструмент кадровой политики стал использоваться не по своему прямому назначению материальное поощрение за высокие результаты, а как механизм дифференциации преподавателей на условно «эффективных» и «неэффективных». Эффективный контракт в таких вузах вместо «пряника» стал «кнутом», вынуждающим преподавателей серьезно интенсифицировать свой труд, заниматься созданием научных работ и учебной литературы конвейерным способом без адекватной оплаты. Это не могло не сказаться как на качестве результатов работы, так и на социальной обстановке в коллективах.

Общероссийский Профсоюз образования принимает самое активное участие в поиске решения актуальных проблем работников образования. Один из заметных и реальных результатов нашей работы заключение нового Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, на 2021-2023 годы. В пункте 5.3 Отраслевого соглашения стороны договорились о совместной разработке методических рекомендаций по вопросам использования системы «эффективного контракта» в вузах. Для их разработки была создана межведомственная рабочая группа.

В основу методических рекомендаций легли социологические исследования и методические разработки Общероссийского Профсоюза образования, проведенные по вопросам эффективного контракта в течение последних нескольких лет.

По своей сути методические рекомендации направлены на решение ключевой задачи придать системе «эффективного контракта» в вузах действительно стимулирующий, а не репрессивно-принудительный характер. В частности, одним из ориентиров провозглашается установление справедливого вознаграждения за реальные результаты и качество работы преподавателя. В рекомендациях говорится о недопустимости повышения квалификационных требований к преподавателям, расширения их должностных обязанностей или применения дисциплинарных взысканий в связи с участием в системе «эффективного контракта». Да и само участие должно носить исключительно добровольный характер, то есть работнику должна быть предоставлена возможность отказаться от заключения эффективного контракта без каких-либо последствий для него.

В документе провозглашаются основные принципы, которым должна соответствовать система «эффективного контракта»: объективность, справедливость, своевременность, достижимость, прозрачность. Важным требованием к эффективному контракту является создание образовательной организацией необходимых условий, обеспечивающих достижение преподавателем установленных критериев: оплата командировочных расходов на конференции, повышение квалификации, языковые курсы и другие. В документе сформулировано еще одно условие, особенно актуальное с учетом высокой загруженности преподавателей учебной работой возможность снижения учебной нагрузки преподавателям, которые активно занимаются научными исследованиями, публикуют научные работы или проявляют себя в иных аспектах преподавательской деятельности.

Методические рекомендации структурируют деятельность по формированию стимулирующей системы «эффективного контракта» в вузе, включая организационные, правовые, экономические и социальные аспекты. Предполагается активное участие работников в создании и модернизации эффективного контракта через своих представителей первичные профсоюзные организации. Деятельность преподавателя весьма многогранна, каждая ее составляющая требует внимания. Эффективный контракт справедливо критиковали за однобокий подход, в котором превалируют наукометрические оценки. В документе приведены примерные перечни показателей, которые вуз может использовать для настройки своей системы оценивания работы профессорско-преподавательского состава, и это не только научная публикационная активность. Методические рекомендации по разработке образовательными организациями высшего образования показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, направлены в подведомственные вузы письмом Минобрнауки России от 23.09.2021 №МН-10/3153?ПК.

Деятельность преподавателя весьма многогранна, каждая ее составляющая требует внимания. Эффективный контракт справедливо критиковали за однобокий подход, в котором превалируют наукометрические оценки. В документе приведены примерные перечни показателей, которые вуз может использовать для настройки своей системы оценивания работы профессорско-преподавательского состава, и это не только научная публикационная активность. Методические рекомендации по разработке образовательными организациями высшего образования показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, направлены в подведомственные вузы письмом Минобрнауки России от 23.09.2021 №МН-10/3153?ПК.

Андрей АНИСИМОВ,
председатель первичной
профсоюзной организации
работников Удмуртского
государственного университета,
член президиума КСП
Общероссийского Профсоюза
образования

Добавить комментарий